Первый закон о Счетной палате, приходящей на смену Комитету парламентского контроля в соответствии с федеральным законодательством, татарстанские депутаты приняли на предыдущем заседании сессии 28 апреля после двухгодичных обсуждений. Вопрос подотчетности (или неподотчетности) Счетной палаты Госсовету РТ поднимался еще два года назад, но по нему парламент предыдущего созыва не нашел согласия с президентом, и рассмотрение законопроекта было отложено. Депутаты не учли либо не захотели учесть, что статусы счетных палат России и Татарстана разнятся уже в том, что федеральная Счетная палата по Конституции РФ формируется Федеральным собранием РФ и подотчетна ему.
Поскольку в Татарстане Федерального собрания нет, вопрос о подотчетности татарстанской Счетной палаты Госсовету РТ повис в воздухе. Но в новом созыве депутаты оставили в законопроекте пункт о статусе Счетной палаты РТ как «парламентского органа государственного финансового контроля» и приняли закон.
Естественно, Минтимер Шаймиев, ознакомившись с законом, снова направил Госсовету свои возражения. Он указал, что Конституция РТ не содержит нормы, по которой Счетная палата является парламентским органом, следовательно, она должна быть органом общереспубликанским. И хоть Счетная палата образуется Государственным советом Татарстана, кандидатуру на пост председателя СП РТ предлагает сам президент. Кроме того, Минтимер Шаймиев не согласился с тем, как определено в законе его право обращения к Счетной палате. Закон предусмотрел право президентского запроса в Счетную палату — президент порекомендовал заменить «запрос» на «поручение». Разница понятий в том, что с запросом, от кого бы он ни исходил, палата вправе поступить по своему усмотрению, а поручение должно быть рассмотрено в обязательном порядке.
Согласительная комиссия, возглавляемая заместителем председателя Госсовета Юрием Камалтыновым, подкорректировала закон в соответствии с пожеланиями Минтимера Шаймиева и вынесла его на рассмотрение парламента.
Депутат Александр Штанин открыто заявил о том, что парламент лишается единственного органа, способного контролировать движение финансовых потоков между структурами исполнительной власти. Юрий Камалтынов возразил: «Нет, теперь Счетная палата как раз станет более равноудаленной от обеих ветвей власти». Его поддержал председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, пояснивший, что речь идет о создании более независимого органа финансового контроля. Центристски настроенное депутатское большинство проголосовало за новый закон.
ЕКАТЕРИНА ВОРОБЬЕВА,
"Коммерсантъ-Волга-Урал"